"ОГОНЕК",
№ 48, 1 декабря 1997ФАНАТЫ ВРЕМЕН БОБРОВА
Болельщики
с трибун уходят. Остаются фанаты.
Появилась новая болельщицкая философия. В России
она агрессивна.
Мы тоже были фанатами, не менее одержимыми, чем
нынешние.
Даже более. Но в основе были иные страсти
![Болельщик](clip_image001.jpg)
Уже
доставание билетов предвкушалось. На интересные
матчи продавать начинали за десять дней. Самый
расчет был ехать покупать утром первого же дня.
Полчаса в очереди. Можно и вечером, но много хуже.
Уже два-три часа отстоишь -- все мчатся с работы.
На второй день можешь не купить -- все распродано.
Не купил -- остается
стрелять или тыриться. Стрелять билеты муторно.
Никакого надежного варианта нет. Лучший -- на
станциях метро перед «Динамо». Подходит поезд,
набитый болельщиками так, что вот-вот треснут
вагоны, -- и ты орешь в спрессованное
человечество: «Лишний есть?» Если на твое великое
счастье услышишь: «Есть!» -- ввинчиваешься в
человечество с силой, которую в себе не
подозревал.
Но гораздо чаще время
идет, а удачи нет. Тогда с той же силой
ввинчиваешься -- и на стадион. Уже тыриться.
Те, кто конструировал
проходы на «Динамо», думали, что против
безбилетников предусмотрели все. Вдавливающееся
на территорию людское месиво разделяется
противотанковыми железными поручнями на
множество узких струек -- друг другу в затылок. По
бокам стоят решительные контролеры, всегда
женщины, в деле они несопоставимо серьезнее
мужиков -- и как кто без билета, сразу вон. За
шиворот.
![Команда](clip_image002.jpg)
Но в одиночку
проскочить мимо контролеров пытаются только
дураки. «Паровозик» -- надежная система.
Тридцать-сорок-пятьдесят безбилетных
выстраиваются в змейку и согласованно бросаются
вперед, напирая, по проходу. Контролерши кричат,
хватают за руки, но остановить не могут. Куда там!
В памяти сфотографировалось: в одном
«паровозике» увидел счастливые лица
популярнейшего тогда в стране конферансье
Гаркави и еще более популярнейшего чтеца и
писателя Ираклия Андроникова. Оба протырились
вместе со шпаной безбилетно.
На стадионе. Из-за
протыриваний народа всегда много больше, чем
мест. Не беда! Идет уплотнение сидящих. До такого
предела, пока нельзя дохнуть. Ни у кого
возражений нет -- наоборот, дискомфорт
воспринимается как развлечение. Не втиснувшиеся
в ряды садятся на ступеньки. Но тут риск -- ходят
контролеры, милиционеры: «Покажите билеты!»
Вывертываться (де, у приятеля; де, потерял)
бесполезно: тебя под руки -- и вон. А вокруг, глядя
на такое, смеются. Еще вдруг -- все встают, тянут
шеи: «гляди-гляди, вон там дерутся». Опять
всеобщий смех.
Отчего веселье по
невеселым поводам? А народ в таком радостном
предвкушении зрелища, что все -- повод для
веселья. На стадионе царит счастье.
Его хватает и на
обратный путь. Понятно, после игры у разных
болельщиков самочувствие разное, но
возбужденность по-прежнему всеобща. И настроение
расцвечивает. Одно из развлечений -- пойти пешком
до Белорусской, пристроясь за футболистами. В те
времена иные игроки шли после матча пёхом. Думаю
-- чтобы покрасоваться. За каждым пристраивалась
толпа болельщиков и сопровождала на
почтительном расстоянии -- метров семь-десять.
Раз так шел сам Бобер с какими-то двумя девушками.
А за ними такая масса народа, что издали можно
было счесть за организованные мероприятия. На
Белорусской площади, где троица свернула, мы все
хором крикнули: «Бобру физкульт-привет!»
Еще развлечение -- но не
для всех -- попросить у футболиста разрешение
нести его чемоданчик. Они тогда ходили с
чемоданчиками. Вообще-то в те времена народ был в
массе своей очень застенчив. Просить хотели
многие, но не решались (я в их числе). Но кто-то
решится, понесет (да еще при этом на зависть всем,
идя рядом с игроком, о чем-то с ним разговаривает!)
-- а потом неделю хвастается: «Я Блинку до дома
чемоданчик нес!» (Блинков -- полузащитник
«Динамо»).
![Трибуна](clip_image003.jpg)
Но посещением матчей
боление не исчерпывалось. Каждый божий день
возле ограды того же «Динамо» собиралась мощная
болельщицкая толпа. Полтысячи, а то и тысяча
человек. Шел перетолк о футболе. В основном --
методом крика и ругани. «Вашему Соловью на
конюшне служить!» -- надрывался спартаковский
болельщик динамовскому (Соловей -- Сергей
Соловьев, мощный динамовский левый крайний,
отличавшийся кривоногостью; отсюда идея
работать при лошадях). «А вашему Тимаку в балете
выступать», -- надрывался в ответ динамовский
(полузащитник «Спартака» Олег Тимаков, любивший
поиграть грациозно). «Иван -- он и есть Иван», --
вопил кто-то про кого-то. Угадывалась
оскорбительность -- де, Иван-дурак. «ЦДКА» на
мыло», -- бросался лозунг. «Жарковы -- котлеты», --
изобретал нечто вроде игры слов еще какой-то
полемизирующий (братья Жарковы -- нападающие в
«Торпедо»).
Нет, иногда толковали
серьезно, содержательно, но в какой-то момент
дело все равно сворачивало в ругань. Полагаю, от
страстности. У меня лично с перебранкой связано
воспоминание, которое долгое время хранил как
драгоценность. Как-то обозвал в той тусовке
худощавого динамовского снайпера Карцева
тонконогим стрекулистом. Выражение вычитал в
«Острове сокровищ» Стивенсона, там его употребил
пират Сильвер. Что оно означало, не понял, но
понравилось явной едкостью. И представляете --
спустя какие-то дни в тусовке слышу вопль: «Тут
один Карца назвал тонконогим стрекулистом --
правильно назвал!»
Мое пошло! Очень был
горд и всем рассказывал.
Из-за обсуждений
методом ругани участвующие быстро выдыхались --
кончался эмоциональный запал. Тогда ехали домой,
а на смену им спешили новые приезжающие -- тоже
побушевать. Так тусовка и менялась беспрерывно в
составе, не уменьшаясь ни числом, ни шумностью.
Болели, как видно уже из
описанной перебранки, абсолютно необъективно.
Достоинства игроков «не своей» команды не
признавались -- наоборот, те подлежали осмеиванию
и издевкам. Иное отношение выглядело
предательством.
Но без красящих жизнь
исключений никогда не бывает. Все как один
преклонялись перед Бобром и Пономарем (Александр
Пономарев -- торпедовский центрфорвард). Бобер
покорял непостижимостью гения. Играл не только
красиво, но и абсолютно без напряжения, словно на
тренировке, -- а голы сыпались. Как-то после матча
увидел его на подсобном поле «Динамо»,
резвившегося с полдесятком
футболистов-подростков. Пятнадцать минут он им
не давал дотронуться до мяча -- обводил, оббегал,
ускользал. Ну понятно -- он Бобер, они ребятня. Но
все-таки -- пятнадцать минут! И все со смехом. А они
старались изо всех сил.
Пономарь был, наоборот,
абсолютно понятен. У него был сумасшедший удар.
Тогда не умели и не любили бить с лету, даже
считалось вредным форсом. Но только не в случае с
Пономарем. Этот бил из любой позиции,
переворачиваясь в прыжке, летя боком, вообще
кувыркаясь как угодно. А уж из обычных позиций, из
которых били прочие, всаживал вмертвую. Но это
когда собирался. А чаще всего играл серенько.
Собирался же -- это было известно -- только на
ответственные игры. С сильным противником. И вот
тогда страшнее форварда на поле не было. Помню,
играл мой «Спартак» с «Торпедо». Был в отличной
полосе, и победа была нужна как воздух -- светило
чемпионство. Пономарь вышел на матч
отмобилизованный -- сразу стало видно. «Спартак»,
зная, что это предвещает, окружил его целым
отрядом. Держали-держали, а в какой-то миг взлетел
Пономарь навстречу летящему мячу и ударом через
себя засадил такой мяч в ворота, что вратарь и
шелохнуться не успел. И проиграл «Спартак».
Позже мы увидели те
уникальные по тогдашним временам удары через
себя в мастерском иностранном исполнении. В
составе знаменитой сборной Венгрии 50-х годов к
нам приехал один из лучших игроков за всю историю
мирового футбола инсайд Пушкаш. Тот на разминке
бил через себя как автомат. Чувствовалось -- сто
раз ударит, столько же попадет. Но бил несильно --
Пономарь же врезал будь здоров.
Еще были мы, конечно,
болельщиками идеологизированными. Тогда все так
или иначе таковыми были. Идеологизированность
вот какого толка: от игрока мы требовали
абсолютной скромности в поведении.
Сверхъестественной. И именно с идеологической
подоплекой.
![Жаров](clip_image004.jpg)
Вот скажем -- сейчас это
никто не знает и многими прошлыми болельщиками
забылось -- как вел себя игрок, забивший гол?
Допустим, вы, сидя тогда на трибуне, упустили
момент гола и видите только нападающих,
возвращающихся к центру поля после успеха: как
отличить забившего? Сейчас это элементарно --
забивший пляшет, кувыркается и т. п. Тогда --
полностью наоборот. Среди возвращающихся вы
выделили бы одного, явно чем-то провинившегося:
голова опущена, глядит под ноги, ссутулился
словно под бременем проступка.
Что -- пас дал так, что
мог сорвать атаку? Еще как проштрафился? Нет -- он
гол забил! Тогда отчего убитый вид? А идеологией в
те времена всем было привито: твои успехи -- не
твои, коллектива. Ты без коллектива -- нуль. Вот
забивший своим видом и обязан был показывать, что
мыслит именно так. Вид как бы говорил: «Ни секунды
не думаю, что в голе моя заслуга. Даже близко
такого в голове нет».
Помню, позже, когда под
влиянием зарубежных примеров стали повадки
футболистов меняться -- сначала заулыбались
забившие, потом стали подпрыгивать, потом
зафестивалили в полную силу -- нам, болельщикам,
это жутко не нравилось. Аплодировать
переставали, когда игрок ликовал. Но как-то
быстро перестроились -- наш люд вообще быстро
меняет привычки.
Страстная увлеченность
всегда штука опасная. Может выкинуть любые
коленца. В том числе в адрес предмета
увлеченности. Еще напомню забытое -- футболистов
тогда, случалось, бивали. Свои же болельщики -- не
чужие. От возмущения. Скажем, сыграла команда
халтурно (не верьте утверждающим, что тогда
халтурно не играли -- играли и не так уж редко) --
кучки скапливаются после матча возле
динамовской ограды. Распаляемые желанием побить.
Помню один раз после безобразной игры «Спартака»
с «Локомотивом» -- мало того что под свист трибун
бездеятельно катали да пуляли мяч, так еще
центральный защитник спартаковцев Сеглин
насмешливо улыбался свистящим; даже один раз
иронически помахал рукой -- здоровенная толпа
после матча собралась прямо у центрального
выхода с Северной трибуны (там, где выходили
футболисты) бить Сеглина. Но, конечно, ничего не
вышло. Футболисты нравы своих поклонников
великолепно знали и умели ускользать. Кстати, в
самое скорое время после той игры «Спартак»
играл против «ЦДКА», и Сеглин к восторгу
болельщиков пару раз срубил Гринина -- игрока
нелюбимого за грубость. Не меньшая толпа
собралась у того же выхода с «Севера» -- на этот
раз орать Сеглину «ура». И на этот раз он вышел,
получив причитавшийся триумф.
Написал все это и
задумался: а что же в нас такое было, помимо
серости жизни, что заставляло так сходить с ума
по футболу? Может быть -- общая наивность? Да. Мы
были тогда обществом доверчивых и простодушных
людей.
Юрий ОЛЕЩУК
Фото А. Бочинина
|