БОЛЕЛЬЩИКИ
И ФАНАТЫ
Что победит: индивидуальность или масса?
Сергей Королев
Тревоги
дофанатской эпохи
CЕТОВАНИЯ
по поводу одиозных и агрессивных проявлений
болельщицких страстей звучали у нас еще в 70-х.
Вспомним хотя бы заголовки тогдашних усиленно
обсуждавшихся публикаций: "О здоровье
"больных" болельщиков", "Сорняк - с
трибуны!". Уже тогда жаловались на буйное
поведение ребят в одинаковых шапочках, с
одинаковыми шарфами, с трещотками, на их
бессмысленные вирши-кричалки (набор выкриков,
хором повторяемых к месту и не к месту). Особенно
раздражала пагубная фанатская страсть
разрисовывать несмываемой краской стены домов и
заборы (самое распространенное: спартаковский
ромб и лозунг "ЦСКА - кони"). Кстати, словечко
фанаты уже тогда получило право на существование
в языке.
За
многочисленными статьями, порицавшими буйство
крикливого, хулиганистого молодняка, скрывались
вещи самые разные. Проступало смутное
беспокойство тогдашних советских властей по
поводу возникновения форм группового поведения,
им неведомых и неподконтрольных. А также тревога
околоспортивных интеллигентско-богемных кругов,
которые воспринимали эксцессы футбольного
фанатизма как покушение на эстетику спортивного
зрелища, если не как симптом одичания. Это были
литераторы, артисты, режиссеры, журналисты,
талантливые люди, которые и в футболе хотели
видеть и видели не одну только жесткую борьбу,
разрешение примитивной дилеммы "проиграл -
выиграл", а спектакль, зрелище. Ведь такими
преданными и компетентными болельщиками были
Михаил Яншин, Арнольд Арнольд, Юрий Трифонов,
Евгений Кравинский...
Люди
этого круга, а также, скажем так,
интеллектуальное крыло футбольной журналистики
(бесспорным лидером которого был Лев Филатов) как
могли сопротивлялись попыткам внедрить чуждое
им, примитивно-прагматичное, в конце концов,
вульгарное понимание сущности футбольной игры.
Впрочем, фанатство было только частью
многообразных изменений, неумолимо разъедавших
романтико-эстетическую концепцию футбола.
"Как
помочь этим молодым людям содержательно
общаться на почве общего же интереса? Как
организовать постоянный, серьезный,
взаимообогащающий контакт команды и ее
поклонников?" - вопрошал преданнейший
болельщик "Спартака" академик Станислав
Шаталин и вместе с ним множество других
культурных, из интеллигенции болельщиков - и,
похоже, тщетно. Но в те далекие времена зло только
возникало, прорастало, зрело и злело. Хозяином
трибун фанат стал позже, где-то на стыке 80-90-х,
когда под ударами набегающих на наш тоталитарный
берег волн перестройки и демократизации в
обществе существенно ослабли механизмы
контроля.
УнификациЯ
как знак века
Болельщик
индивидуален и свободен. Фанат олицетворяет
коллективное стремление к несвободе, к
растворению своего "я" в группе.
Индивид и
в толпе, и в массе плотно прижатых друг к другу
людей на трибуне остается индивидом: один сидит,
курит, и желваки ходят на скулах, другой
вскакивает и кричит. Третий благодушно тянет
пивко, четвертый матюгается и свистит в два
пальца...
Фанаты -
организованы, и организованы жестко.
Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые
стрижки. Одинаковые шарфы одинакового цвета.
Одинаковая степень подпития. Кричалки,
одинаковые слова для всех. Проявления фанатства
унифицированы.
Болельщик
доброжелателен; он, конечно, переживает за своих,
но при том он - ценитель игры. Фанат агрессивен.
Превыше всего он ставит принадлежность к группе,
чувство локтя и особенно кулака и не очень-то
обращает внимание на эстетику игры и мастерство
игроков, во всяком случае, чужих. Каждую минуту
своего существования он ищет возможность
возвысить "наших", уязвить "не наших" и
довести этот конфликт до предела, то есть до
драки, до побоища. Драка эта далека от
национальной традиции "стенка на стенку",
ибо в ней приличным считается использовать все,
вплоть до камней ("булыжник - оружие
пролетариата"), металлических прутьев и ножей.
Боление
всегда было сферой свободного выбора человека.
Это особенно ценно и дорого в государствах с
жесткими недемократическими, тоталитарными
режимами. Человек здесь лишен возможности
выбирать место жительства, правителей, он не в
состоянии воздействовать на политику и
экономику... Он никак не может повлиять на
пребывание у власти Сталина, Франко, Муссолини,
черных полковников и коричневых генералов, но он
свободен в выборе - "Спартак" или
"Динамо", "Реал" или "Барселона".
Это - сфера суверенного выбора индивида, это -
сокровенное, сохраненное только для себя и
отгороженное от других и от государства, ну, как
выбор спутника жизни...
Фанат не
выбирает, для него даже суженная сфера выбора -
чрезмерна; он как бы становится приверженцем в
силу изначальной принадлежности к клану, группе,
двору, компании.
Хочу
между прочим заметить, что аспект утилитарный -
помогает поддержка фанатов родной команде или не
помогает - мне глубоко безразличен. Проблема - как
вдохновить любимую команду, что кричать, и как, и
когда, - это проблема для очень молодых и - как бы
это помягче сказать? - не сформировавшихся умов.
Надо ли разбиваться в лепешку, чтобы
"Спартак" или "Динамо" выиграли в
Самаре или Новороссийске? И следовать за
"своей" командой или, того круче, за любимым
игроком, видя в этом смысл существования? Мне бы
ваши проблемы, господин учитель!..
Надоело
также возмущаться (в тысячный раз) тем, что
агрессивных накачанных подростков ("лбов",
как говорят у нас) невозможно заставить вести
себя сколь-нибудь сносно. Не кидать всякую дрянь
вниз, на поле и беговые дорожки, не поджигать
петарды прямо на трибунах, не вырывать с корнем
пластиковые сиденья. Как-то скучно поучать
молодежь и призывать ее не плевать на пол и не
справлять нужду прямо возле пивного киоска. В
любом случае, когда они заполнили стадион,
растеклись по трибунам, воспитывать их уже
поздно, хотя бить милицейской пластиковой палкой
по голове - еще рано.
Для нас
существенно иное. Важно понять, что означает
превращение зрителя, болельщика в фаната. Что это
означает с точки зрения социальной и что это
означает с точки зрения отношения власти.
Новые
тела власти
Итак,
фанаты образуют некое единое коллективное
социальное тело. Один импульс, один ритм, одна
общая мозговая извилина. В фанатской однородной
массе индивид ищет возможность утратить
индивидуальность и слиться с группой. Перестать
быть личностью. Это способ адаптации, выживания в
жестко организованной среде, алгоритм
существования в примитивной социальной
субкультуре.
Подобное
стремление к деиндивидуализации и несвободе не
есть российская национальная патология,
следствие монголо-татарского ига, многовекового
крепостного права или чего-нибудь еще в этом
роде. Это, скорее, симптом века, следствие
вытеснения культуры цивилизацией, знак
массового общества, а главное - знак постоянной,
непрерывной экспансии власти. И чем более
вездесущей, всепроникающей она, власть,
становится, тем труднее ее "засечь",
идентифицировать. Властью организовано и
создано то, что нам часто даже и в голову не
приходит связывать с понятием власти.
В этом
контексте столкновения фанатов с милицией - это
не борьба анархии и порядка. ОМОН, который
избивает фанатов - пинает их ногами, уже сбитых с
ног и распростертых на асфальте, врезается в их
тела тяжелыми башмаками, - это зеркальное
отражение фанатских кровавых стычек.
Милицейское насилие - совершенно избыточно, и
поэтому стоит усомниться, выполняет ли здесь
милиция свою официально прокламируемую задачу -
обеспечить безопасность и порядок, или ее
главная цель - явить свою власть, власть как
таковую. А усомнившись, мы легко найдем почву для
сопоставления, ибо фанаты и вовсе никакой задачи
не имеют, кроме демонстрации своей всегдашней
готовности, сплоченности, силы,
организованности. То есть утверждения себя в
качестве тела власти.
Алгоритм
действий идентичен. Фигуры взаимозаменяемы.
Более того, в каком-то смысле симметрия насилия
естественна и логична. Есть некая сермяжная
правда в том, что "лбов", ищущих повод
пустить в ход кулаки, лупит ОМОН, причем лупит для
профилактики, в превентивном порядке (хотя это,
конечно, не логика закона). Фанатство со всеми его
атрибутами представляет собой род рисковой
деятельности. И фанаты, надо отдать им должное, на
разбитые носы, выбитые зубы и сломанные ребра
обычно не жалуются. Впрочем, скоро они подрастут
и тоже, возможно, наденут на ноги тяжелые
"десантные" башмаки и возьмут в руки жесткую
пластиковую дубинку.
Фанатство
отражает углубление некоего социального
процесса. Назовем его процессом эрозии власти
террористической, власти, породившей массовые
репрессии и ГУЛАГ, - и дифференциации способов
существования власти современной, неявной,
многоликой. Это можно было бы даже назвать
экспансией власти - нужно только учитывать, что
это очень своеобразная, совсем не явная
экспансия (разумеется, речь идет о власти в
широком, неполитическом, если хотите, фукианском
смысле). Власть проникает всюду, эксплуатирует и
выстраивает в соответствии со своей собственной
логикой любые фрагменты бытия и социальные
конфигурации. Даже такие примитивные по своему
социальному содержанию, как фанатство.
Фанатские
группы являются порождением власти - широко
понимаемой, неполитической власти - не потому,
что к их возникновению приложила руку какая-то
политическая сила, а потому, что отношения внутри
фанатских группировок - это отношения власти. Как
в кадетском корпусе, общежитии, казарме,
больнице, обкоме партии, фирме. Есть старшие и
младшие, есть иерархия, есть, наконец, свой лидер,
вожак, фюрер...
А также
потому, что фанатские группировки проявляют себя
вовне, за рамками собственной социальной
оболочки, как тела власти, тела навязывающие,
принуждающие, нетерпимые к инобытию и иномыслию.
Но это уже
иное социальное тело, чем антропоморфные тела
тоталитарной эпохи. Тоталитарный режим власти
разрушает гражданское общество и насаждает
утопию коллективного тела, претендующего на то,
чтобы быть полным и наиболее совершенным образом
человеческого тела. Индивидуальная телесность
третируется как ущербная, неполноценная, едва ли
не порочная - власть строит тела коллективные.
Посттоталитарный
же режим, как мне кажется, в значительной мере
утрачивает вкус к лепке коллективных
антропоморфных образований. Коллективные тела
начинают возникать в значительной мере стихийно.
Тела эти - уже не порождаемые, не управляемые
режимом, а лишь по мере скудных возможностей
режима им используемые.
Кстати, и
властям предержащим, властным институтам,
"силовым структурам" проще иметь дело с
одним управляемым коллективным телом, даже если
оно, на первый, поверхностный взгляд, им
противостоит, чем со множеством полузависимых,
четвертьзависимых, а то и прямо стремящихся к
независимости индивидуальных тел. Да, милиция
бьет фанатов - но в ключевые моменты политической
истории люди-у-власти апеллируют к сплоченным
фанатским группировкам или к тем, кто бесспорно
имеет на них влияние: "Голосуй, а то
проиграешь!" А для фаната проигрыш - хуже
смерти.
Нормальный
болельщик, сформировавшийся в дофанатские
времена, взирает на фанатеющий молодняк без
приязни. Нормальный болельщик - скорее
традиционалист, а если коллективист, то весьма
умеренный; еще менее энтузиазма способен у него
вызвать организованный коллективизм. Такого
человека трудно заставить махать флагом и в
унисон скандировать: "Во всей - России - нет -
пока - команды - лучше - "Спар-та-ка"!!!"
Кроме
того, рядовой, "традиционный" болельщик
печенкой ощущает смутную угрозу, исходящую от
массы фанатов, угрозу куда более глобальную, чем
перспектива столкнуться с ними при выходе со
стадиона. А любителю футбола чуть более
образованному и вовсе лезут в голову разные
жуткие параллели - от боевиков Рема до
хунвэйбинов и скинхэдов. А также не может он не
задуматься над тем, как скоро пополнят стриженые
эти вандалы ряды местных преступных группировок.
Или политических групп фашизоидного толка. Хотя
традиционное сознание, сталкиваясь с чем-то
неизвестным, всегда воспринимает это
неизведанное чрезмерно остро и болезненно...
И,
наверное, лишь единицы осознают, что толпа
стриженых, крикливых, трясущих одинаковыми
шарфами, тыкающих в лицо проходящим мимо два
пальца, растопыренные буквой V, - это новое
социальное тело, детище не Анархии, а Иерархии,
Власти... И они порой сознательно, а чаще
интуитивно противостоят попыткам обратить в
ничто их и так уже полусуществующую полу- или
четвертьсвободу и включить их в коллективные
тела. Они ощущают, что власть и ее явные и неявные
агенты хотят добраться до них (а если не до них, то
до их детей) всюду, даже там, куда ей, власти, до
сих пор хода не было. И с должным подозрением
относятся к попыткам направлять,
"организовать" их самореализацию во второ- и
третьестепенных сферах бытия, к каковым, если по
совести, относится боление на стадионе. Но, каким
бы оно ни было третьестепенным, это -
пространство их частной, приватной жизни, и они
не намерены делать его сегментом жизни
коллективной. Многие в нашей стране устали от
коллективности, многим надоело ощущать себя
частью массы и ходить строем.
Так что
сегодня на трибунах стадионов мы в некоей
превращенной, но не лишенной символического
смысла форме наблюдаем самое кричащее, самое
фундаментальное противоречие конца XX века: друг
против друга располагаются многотысячные
человеческие массивы, по-разному соотносимые с
властью и по-разному "схваченные" ею.
Болельщики, совокупность индивидов, не
утративших, несмотря на коллективность
проявляемых эмоций, своего "я", - и фанаты,
идеальная модель коллективного социального
тела. Что победит: индивидуальность или масса,
власть или гражданское общество и что будет
искать человек в грядущем веке: свободу или
несвободу - вот вопрос вопросов.
Независимая
газета |